Советы логопеда

                            Логопедические занятия с детьми,  нуждающихся в коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия.

Учитель — логопед Сеина Татьяна Юрьевна.

Педагогический стаж работы 27 лет.

Квалификационная категория — высшая.

Более 10 лет является педагогическим наставником для студентов Южного Федерального Университета, обучающихся по специальности «Логопедия».

Актуализация логопедической службы и помощи обучающимся в МБОУ СОШ № 67.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только взрослым людям, но и детям: неуклонно растет объем знаний, которые необходимо освоить ребенку не механически, а осмысленно. Создаются новые, развивающие мыслительную деятельность программы обучения в школе.

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, вызывающие эти трудности, многозначны, решить их « одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

По мнению психологов, на успеваемость влияет более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

Актуальность проблемы вызвана тем, что 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно, если этим детям своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы.

Поскольку не все дети, поступающие в школу, достигают того речевого уровня,  который считается нормой для данного возраста, а недостаточность сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельность создают трудности усвоения программ начального обучения общеобразовательной школы, для этих детей, появляется необходимость в коррекционно — развивающем обучении.

Основной задачей  учителя — логопеда является предупреждение неуспеваемости детей. Чем раньше будет начато коррекционно — развивающее обучение, тем выше будет его результат.

Дети, имеющие речевую патологию, страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слуховой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно выявить таких детей и как можно раньше оказать им соответствующую помощь, которая должна быть направлена на устранения у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.

Учение о нарушениях устной и письменной речи существует уже 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложенными.

Не читающий ребенок, подросток — это катастрофа школы, общества. Что же представляют собой эти первоклассники? И как им помочь?

Работая с детьми, имеющими речевую патологию, и понимая значение развития правильной речи, учитель — логопед ставит перед собой цели и задачи:

Цель: Организация логопедической работы в общей системе коррекционной деятельности в МБОУ СОШ №67, реализация наиболее эффективных путей по преодолению нарушений в устной и письменной речи обучающихся.

Задачи:

1. Определить степень сформированности речевого развития, а так же причины вызывающие трудности в усвоении программы и школьной адаптации обучающихся.

2. С учетом практики и психологических возможностей каждого ребенка подобрать наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы с использованием загадок, дидактических игр, звуковых кроссвордов.

3. В коррекционной работе опираться на дидактические принципы, способствующие развитию правильной речи и создающие возможность для творческой саморегуляции.

4. Воспитывать у обучающихся интерес к родному языку, чтению, письму, развивать связную речь, познавательную активность, коммуникативные навыки.